III Арктический образовательный форум
28 февраля и 01 марта 2017 года в городе Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа по инициативе Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа состоялся III Арктический образовательный форум.
В работе Форума приняли участие более 600 участников, в числе которых представители системы образования Москвы и Санкт-Петербурга, регионов арктической зоны Российской Федерации (Красноярский край, Якутия, Мурманская область) и субъектов Уральского федерального округа (Тюменская область, ХМАО-Югра, Челябинская область, Свердловская область, Курганская область), представители органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровня, в том числе Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН России), Агентства стратегических инициатив и новых проектов, Союза «Ворлдскиллс Россия», Агентства стратегического проектирования (г. Москва), а также представители Торгово-Промышленной палаты Ямала, Союза строителей Ямала, Объединения работодателей Ямала, Общероссийского Профсоюза образования, представители Ассоциации «Ямал-потомкам», других общественных организаций, представители научных организаций, педагоги и эксперты, руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций, обучающиеся общеобразовательных организаций, студенты профессиональных образовательных организаций, воспитанники учреждений дополнительного образования, а также представители зарубежных научных организаций Нидерландов, Финляндии, Японии.
Делегация ХМАО – Югры принимала активное участие в этнокультурной линии Форума. На круглом столе «Новый учебник Севера» проведена презентация новых учебно-методических комплексов для 1-4 классов по изучению родных языков коренных малочисленных народов Севера, обсуждён пакет «лучших практик» создания учебников по изучению родных языков в регионах. Сотрудник ОУИПИиР Шиянова А.А. выступила с докладом «Опыт создания учебно-методических пособий по языкам и культуре коренных малочисленных народов Севера в Югре»
В ходе дискуссии «Преобразование школ-интернатов в социокультурные центры» участники обсудили использование в школах современных образовательных технологий для обучения детей из числа коренных народов Севера (переход на индивидуальные учебные планы; обустройство школьных этнопарков и мастерских; реализация проектов дистанционного обучения в местах кочевий; проведение каникулярных, языковых, предметных и интенсивных школ; предоставление образовательных услуг в местах кочевий всеми интернатами; расширение спектра предметов этнокультурной направленности).
Участники дискуссии «Готовимся к школе» выработаны подходы к проведению в летний период 2017 года масштабной акции по предшкольной подготовке детей из семей, ведущих кочевой образ жизни на территории Ямало-Ненецкого автономного округа как основы для дальнейшей траектории развития кочевого образования в регионе, а также подготовлены предварительные решения об участии автономного округа в международном проекте «Кочевые школы «Дети кочевых» с участием Федерального агентства по делам национальностей и под эгидой Арктического совета.
На Форуме дан старт новому региональному проекту «Образовательный этнопарк «Аркториум», основная идея которого состоит в создании в регионе уникальной, постоянно действующей передвижной выставки, транслирующей особенности культуры, традиций жителей Арктической зоны.
На площадке музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского организована выставка «Образовательный этнопарк «Аркториум». В едином пространстве представлены школьные этнопарки, интерактивные музейные экскурсии, национальные костюмы и музыкальные инструменты, мастерские с демонстрацией элементов традиционных ремесел, представление обрядов и традиций народов Севера. Итоги работы выставки обсуждены на круглом столе, в рамках которого определены дальнейшее развитие и перспективы образовательного этнопарка «Аркториум».
На Форуме представлен уникальный опыт антропологов, учёных из Санкт-Петербурга, участников экспедиции «Настоящие люди». Собранный во время экспедиции материал в виде дневниковых наблюдений будет представлен участникам Форума в альбоме «Кочевой детский сад в ямальской тундре», который принесёт пользу всем, кого интересуют проблемы социальной адаптации и обучения детей малочисленных народов Севера, а также педагогам, которые работают или ещё только осваивают профессию «кочевой воспитатель».
По итогам работы дискуссионных площадок этнокультурной линии Форума выработан план действий по развитию социокультурной образовательной среды, способствующей сохранению национальной идентичности и обеспечению доступного качественного образования в арктических территориях.