Стойбищная школа-сад: субъективный взгляд педагогов и родителей

28 ноября 2024 года на базе Якутского филиала ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Кочевое образование: актуальные вопросы, достижения и перспективы развития».
На конференции обсуждались вопросы активизации инновационной деятельности образовательных организаций, расположенных в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов, распространения лучших региональных практик организации обучения, воспитания и социализации детей, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни и др.
Участники – педагоги практики школ Республики Саха (Якутия), Ямало-Ненецкого автономного округа, Амурской области и др. поделились практическим опытом и подходами обучения детей в кочевых семьях, использования цифровых образовательных ресурсов на уроках родного языка. От Обско-угорского института прикладных исследований и разработок c докладом выступила научный сотрудник Н.В. Ткачук, которая поделилась данными социологического опроса педагогов дошкольного образования, участвующих в проекте «Стойбищная школа-сад».
Участники проекта отметили социальную эффективность проекта для семей из числа представителей коренных малочисленных народов Севера, удовлетворенность ходом реализации дистанционной формы обучения детей в традиционных условиях проживания без отрыва от семьи.
Большинство родителей считают, что данный образовательный проект помогает решать следующие проблемы:
- «получить качественное дошкольное образование без отрыва от семьи» (58,8 %);
- с помощью проекта представляется «возможность для детей и родителей быть рядом в период дошкольного возраста» (52,9 %).
Полностью согласны, что проект «Стойбищная школа-сад», реализуемый в Югре, способствует сохранению родных языков, традиций, обычаев для детей коренных народов Югры 88, 2 % родителей. В возрастной группе детей от 3 до 7 лет отмечено 100 % владение родным языком. Абсолютное число родителей (100%) не сомневаются в необходимости знать родной язык детьми.
Опрошенные родители приветствуют выбранную дистанционную форму обучения детей на территориях традиционного проживания, их устраивает организация и форма взаимодействия с детскими садами на территории сельских поселений.
Данный образовательный проект родители рассматривают как создание благоприятного психоэмоционального климата для детей младшего дошкольного и школьного возраста при организации образовательного процесса Департаментом образования и науки ХМАО-Югра.