Филологический форум в Ханты-Мансийске: традиционные ценности и современное знание
Научные сотрудники Обско-угорского института приняли активное участие в работе Филологического форума с международным участием «Современное филологическое знание в контексте сохранения и укрепления российских традиционных ценностей».
Форум состоялся 28 октября в Ханты-Мансийске и был организован Институтом развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Событие объединило экспертов в области языка и литературы для обсуждения актуальных тенденций нашего времени.
Сотрудники института выступили на секционном заседании «Преподавание родных языков и родных литератур в условиях этнокультурного образовательного пространства». В работе секции участвовали специалисты из Югры, Якутии, Республики Беларусь и Венгрии.
Кандидат филологических наук, начальник Белоярского филиала Фольклорного центра Римма Потпот рассказала о семейных ценностях в фольклоре ханты (на материале личных песен). Автор доклада отметила, что в семья рассматривается как главный воспитатель, обеспечивающий преемственность духовного и хозяйственного опыта между поколениями. Ключевыми ценностями семейного воспитания являются уважение к родителям и следование их наказам.
Кандидат филологических наук, начальник отдела научно-образовательных технологий Ирина Молданова сообщила в докладе о проведённой работе по подготовке справочника по орфографии и пунктуации среднеобского диалекта хантыйского языка. Этапы работы включали полевые исследования, документацию языка, апробацию и экспертизу. Унифицированные правила письма – это не просто свод правил. Это – фундамент для создания учебников и пособий, инструмент для носителей, желающих писать на родном языке.
Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела хантыйской филологии Галина Нахрачева выступила с докладом, посвященным опыту создания и развития толкового онлайн-словаря обско-угорских языков как ключевого цифрового ресурса, сочетающего в себе научные исследования и прикладные задачи языкового образования. Особое внимание уделяется интеграции в словарь аудиоматериалов, записанных с носителями языка, а также практическому применению данных в работе учителей родных языков.
Обмен опытом работы с коллегами позволил наметить новые векторы для совместной деятельности, посвященной сохранению и актуализации языкового и культурного наследия коренных народов в современном образовании.